Важно, чтобы вы поняли, как это всё работает и дружит между собой, чтобы в процессе съёмки у вас не возникало вопросов по значениям выдержки, диафрагмы и ISO Правильно проэкспонированный кадр — залог быстрой и качественной обработки фотографии. Навык быстрой смены параметров экспозиции поможет не упустить хороший кадр. Вы должны до автоматизма отработать этот навык, чтобы не тратить время над размышлениями по типу «а какую диафрагму мне сейчас выставить?» или «а какая сейчас должна быть выдержка?», «стоит ли так сильно поднимать значения ISO»? Камера нам очень сильно помогает выставить нужные значения экспозиции. Эти значения продублированы в нескольких местах, в зависимости от модели камеры. Во всех моделях их можно увидеть, если заглянуть в видоискатель.
На примере, слева направо: выдержка 1/200 секунды, диафрагма F8, шкала экспонометра, бегунок находится в центре, значит камера определила, что света достаточно для нормальной экспозиции, ISO 100
Так же эти значения, как правило, дублируются на основном дисплее фотоаппарата и на верхнем чёрно-белом дисплее, если он предусмотрен конструкцией.
Но и здесь есть нюансы. Необходимо обращать внимание на контрастность сюжета. Ниже будет два примера сюжетов, где необходимо корректировать экспозицию.
Например на фотографии с балеринами большую часть кадра занимает слабоосвещённое пространство и если выставить экспозицию по шкале экспонометра в норму, то все балерины на сцене будут пересвечены.
Происходит это от того, что камера по умолчанию хочет, чтобы большая часть кадра была проэкспонирована так, чтобы не терять детали. В данном случае детали в тенях не так важны и фотограф выставляет значения выдержки, ISO и диафрагмы таким образом, чтобы шкала экспонометра была слева со значением минус. Это может быть минус 1, минус 2 или минус 3, всё зависит от ситуации. Если вы чаще будете экспериментировать с контрастными сюжетами, то со временем начнёте чувствовать куда двигать бегунок, чтобы получить нужный результат.
Возьмём другой сюжет
Многие начинающие фотографы задаются вопросом: почему на фотографиях снег зачастую получается то серым, то синим, но в любом случае далеким от естественной белизны.
Дело в том, что автоматический замер экспозиции любого фотоаппарата не справляется с таким количеством яркого белого цвета. Но добиться красивой снежной картинки все-таки возможно, если знать некоторые нюансы измерения экспозиции.
Автоматика фотоаппарата настроена на яркость 18-процентного серого цвета, который получается при смешивании белой и серой краски в соотношении 82/18 соответственно. Для большинства сюжетов нашей жизни эти настройки работают отлично, но если в кадре слишком много белого или черного, автоматическая экспозиция будет неправильной.
Чтобы наглядно продемонстрировать, переведём изображение снега в чёрно белое. На примере видно, что камера постаралась сделать снег ближе к нейтральному серому цвету.
Ступени экспозиции или «стопы»
Экспозиция кадра состоит из трех параметров: Изменение любого из них ведет к изменению экспозиции. Прикрыли диафрагму и через объектив на матрицу попадает меньше света.
Открыли диафрагму и на матрицу попадает больше света. Увеличили выдержку, на матрицу попало больше света, сделали выдержку короче и на матрицу попало меньше света. Увеличили ISO (чувствительность матрицы к свету) — матрица приняла больше света, уменьшили ISO и матрица приняла меньшее количество света.Ступень экспозиции (1EV) — это изменение количества света в два раза.
На количество света, которое попадает на светочувствительный элемент (матрицу), влияют только два параметра: выдержка и диафрагма. ISО — только увеличивает или уменьшает чувствительность матрицы к свету. Эсли сравнить матрицу с динамиком колонки, то мы либо увеличиваем громкость, либо уменьшаем.
Не во всех камерах есть колёсики, которыми можно считать щелчки. Для удобства, рекомендую использовать только целые значения ISO и выдержки.
Начиная с 1/100 и каждый раз делаем выдержку короче или длиннее: 1/200, 1/400, 1/800 и так далее. Со значениями ISO так же: 100, 200, 400, 800, 1600 и так далее. Каждый раз, когда вы меняете значения ISO и выдержки на один стоп, количество света уменьшается или увеличивается в два раза.
С диафрагмой чуть сложнее.
У нее цифры, соответствующие «стопам», не линейные. Их следует запомнить. Это вам очень сильно поможет в дальнейшем.Вот ряд диафрагменных чисел соответствующих одной ступени:
F1.4 — F2 — f2.8 — F4 — F5.6 — F8 — F11 — F16 — F22
Между ними по одному «стопу» 1EV экспозиции.Закрывая диафрагму от значения f1.4 до значения f2, мы уменьшаем количество света, которое проходит сквозь объектив и попадает на матрицу в два раза.Как правило, в фотоаппаратах значения диафрагмы меняются третями от одного «стопа».
Например, между f3.5 и f5 есть по два промежуточных значения:
F4 и f4.5F1.4 — f1.6 — f1.8 — F2 — f2.2 — f2.5 — F2.8 — f3.2 — f3.5 — F4 — f4.5 — f5 — F5.6
Между f1.4 и f2 один «стоп”Между f1.6 и f2.2 тоже один «стоп».
Между f3.5 и f5 тоже одна ступень.
Изменив значение диафрагмы со значения f3.5 до значения f5, мы уменьшаем количество света в два раза.
Получается, чтобы изменить количество света в два раза, нужно на колесике управления диафрагмой сделать три щелчка.Имеем F1.4 делаем щелчок, получаем f1.6, делаем еще щелчок f1.8 делаем еще один щелчок и получаем F2. Таким образом мы уменьшили количества света в два раза. Иначе можно сказать, что мы уменьшили экспозицию на одну ступень.
Чем меньше диафрагменное число, тем меньшая в кадре глубина резкости (ГРИП) и наоборот, чем число больше, тем больше ГРИП.
На примере ниже, видно, как влияет диафрагма на глубину резкости (ГРИП), чем больше число диафрагмы, тем больше глубина резкости, чем меньше число диафрагмы, тем меньше глубина резкости.
А теперь примеры, как можно использовать ступени, чтобы получить одинаковую экспозицию при разных значениях ISO, диафрагмы и выдержки
Каждый раз, когда вы меняете значения ISO, диафрагмы или выдержки, количество света попадающего на матрицу или чувствительность матрицы к свету меняется. Сделали кадр, вы довольны параметрами экспозиции, шкала экспонометра находится там, где вам нужно. А потом вам захотелось сделать кадр с большей глубиной резкости и вы прикрыли диафрагму на 7 стопов Количество света уменьшилось. Теперь, нужно вернуть столько же света на место. И сделать это можно сделав выдержку длиннее на 7 стопов. Или поднять ISO на 7 стопов. Либо можно поделить стопы между ISO и выдержкой например 3 стопа выдержки, 4 стопа ISO
Теперь давайте перейдем следующему параметру, который влияет на количество света, а именно к выдержке.
С ней все проще. Увеличивая или уменьшая выдержку в два раза мы увеличиваем или уменьшаем количество света в два раза, а следовательно и экспозицию на одну ступень.Вот часть возможных выдержек: 1/30 — 1/40 — 1/50 — 1/60 — 1/80 — 1/100 — 1/125 — 1/160 — 1/200 — 1/250 — 1/320 — 1/400 — 1/500
Между 1/30 и 1/60 одна ступень, между 1/40 и 1/80 тоже одна ступень
ISO
C чувствительностью (ISO) так же, с той лишь разницей, что ее изменение не влияет на количество света, который попадает на матрицу, но влияет на её чувствительность к свету, а соответственно на экспозицию. Увеличение чувствительности в два раза, увеличивает экспозицию на одну ступень и наоборот.Для примера несколько возможных значений чувствительности.
ISO 200 — 250 — 320 — 400 — 500 — 640 — 800 — 1000 — 1250 — 1600 и т. д.
Между значениями iso 200 и iso 400 одна ступень экспозиции.
Между значениями iso 250 и iso 500 одна ступень экспозиции.