Первый и самый главный режим, о котором я вам рассказал, был режим с ручными настройками. В камерах он обозначен латинской буквой M (Manual). Именно с этого режима я рекомендую начинать обучение и этот режим съёмки чаще всего используют профессиональные фотографы. Но везде есть нюансы, как вы помните.
Первый режим — приоритет диафрагмы Av (Aperture value — значение диафрагмы), в некоторых моделях камер может обозначаться буквой A.
В этом режиме фотограф самостоятельно подбирает фиксированное значение диафрагмы в соответствии со своей целью, а камера в автоматическом режиме подбирает значение выдержки и так же может подобрать значения ISO, если есть возможность переключить ISO в режим Auto (читайте инструкцию к фотоаппарату или назовите модель камеры и мы вместо посмотрим, есть ли такая возможность и где она включается)
Продолжим.
Насколько вы помните из предыдущего поста, в камере есть шкала экспозиции. На уроках я часто говорю о ней.
В режиме приоритета диафрагмы она нам очень сильно поможет. При помощи этой шкалы мы будем регулировать интенсивность света. Подсказывая камере, не ошиблась ли она.
Краткий экскурс в историю
Изобрели экспонометр в 19 веке, когда был изобретен дагерротип — первый практический способ фотографирования. В то время экспозиция определялась с помощью глаз и опыта фотографа, что приводило к множеству ошибок с экспозицией и, как следствие — некачественным фотографиям.
Раньше экспонометр выглядел примерно вот так.
Есть современные модели и выглядят они примерно вот так.
В общем-то это пока что всё, что вам нужно знать о внешних экспонометрах. Применяются они крайне редко и в весьма специфических условиях. У вас есть отличный инструмент, встроенный непосредственно в камеру.
В предыдущем посте были примеры с балеринами на тёмном фоне и со снегом. Там я говорил о том, что, учитывая условия освещения фотограф корректирует экспозицию в плюс или в минус.
Экспонометр в камере понятия не имеет какая у нас цель и не способен читать наши мысли. Он просто замеряет интенсивность света, который проходит через объектив, минуя диафрагму, учитывает чувствительность матрицы к свету (ISO) и скорость срабатывания затвора (выдержку).
Поэтому к камере обязательно прилагается фотограф, который помогает скорректировать экспозицию в нужную сторону.
В режиме Av — приоритет диафрагмы фотограф думает о том, какая глубина резкости ему необходима, смотрит на сюжет, и одним колёсиком подсказывает камере: делаем темнее или светлее. Если мы скажем камере — сделай темнее, то она автоматически сделает выдержку короче, а все мы помним, что чем короче выдержка, тем меньше света попадёт на матрицу. Или камера установит меньшие значения ISO, если у ISO включен автоматический режим.
И вот здесь есть опасность получить слишком длинную выдержку и фотографии получатся смазанные. Поэтому в режиме Av — приоритет диафрагмы, необходимо внимательно следить за теми значениями выдержки, которые камера выберет.
И вообще нужно как можно чаще обращать внимание на выдержку, в том числе и в ручном режиме. Самая распространённая ошибка начинающих фотографов, да и профессионалы этим грешат: не уследил за выдержкой, получил шевелёнку — смазанный кадр. Помните, что для съёмки с рук вам нужно снимать на выдержках не длиннее 1/200 секунды.
Например, фотограф не желает, чтобы ISO поднималось выше 400. Установил ISO 400
В режиме приоритета диафрагмы захотел получить большую глубину резкости. Прикрыл диафрагму до F16. Но камера решила, что для данного освещения света на матрицу попадает мало и установила выдержку в 1/20 секунды. Фотограф делает кадр с рук и получает шевелёнку (смаз)
Приоритет выдержки Tv — режим приоритета выдержки обозначается как Tv (Time Value) или S (Shutter — затвор).
Как работает затвор и диафрагма фотоаппарата, наглядно показано на видео.
Здесь та же логика, что с приоритетом диафрагмы, но фотограф устанавливает фиксированные значения выдержки, а камера подбирает значения диафрагмы и ISO, если установлен режим автоматического подбора ISO.
Здесь так же есть ньюанс. Если вы снимаете групповой портрет, где есть два ряда людей, стоящих друг за другом и хотите получить достаточную глубину резкости, чтобы люди стоящие на заднем плане тоже попали в резкость, но установили слишком короткую выдержку. Камера понимает, что света мало и максимально открывает диафрагму, тем самым уменьшая глубину резкости. И есть вероятность, что люди во втором ряду не попадут в резко изображаемое пространство.