Для того, чтобы подробно рассказать о композиции кадра, нужно написать целую книгу страниц на 300 мелким шрифтом. А мне необходимо рассказать вам об этом чуде чудесном в одном посте и в рамках занятий. Приступим.

Фотограф на протяжении всего своего творческого или коммерческого пути постоянно учится. Первая фотокамера у меня появилась в 2011 году. Я учусь вместе с вами.


Композиция в кадре важна и нужна, но вместе с этим фотограф должен учиться видеть прекрасное в обыденном. Развивать эмпатию (способность почувствовать и понять эмоции других людей) Эмпатичная личность может поставить себя на место другого человека и понять то, что он ощущает: грусть, радость, печаль, боль.

Попробуйте взглянуть по-новому на улицы, по которым ходите изо дня в день, дом в котором живёте. Своих родных, друзей. Обращайте внимание как падает свет в комнату в разное время дня. Сделайте несколько кадров комнаты утром, днём, вечером и ночью. В какое время суток всё смотрится интереснее?

Ищите радость и красоту повсюду.

Я сейчас скажу парадоксальную вещь, но радость может быть и в грусти. Людям на фотографиях не обязательно улыбаться и показывать «класс» большим пальцем вверх. Человек на фотографии может быть задумчив, может плакать, кричать, смеяться, а есть ещё сотни оттенков эмоций. Учитесь их читать. Наблюдайте за людьми на улице, дома, в парке. Как на них ложится свет. Как они себя ведут, как разговаривают, как едят, как стоят или идут, как сидят, смотрят, смеются, когда на нах не направлен объектив фотоаппарата. Это поможет моделировать ситуации, когда человек на фотографии выглядит естественно. В репортаже это поможет разглядеть решающий момент, когда нужно сделать кадр.

Суть радости в том, что фотография передаёт настроение, эмоции, которые зритель может прожить. Можно провести аналогию с музыкой, танцем, прозой или поэзией.

 Хорошая композиция в кадре будет радовать глаз зрителя, как приятное дополнение.


Фотографу необходимо учиться передавать атмосферу — настроение через фотографию. Полароидные снимки Андрея Тарковского хорошо иллюстрируют атмосферу безмятежности, состояние спокойствия и умиротворения.


Ознакомившись с композиционными приёмами вы научитесь читать фотографию. Начнёте замечать какие приёмы используют в своих фотографиях мастера. Будете смотреть фильмы и заметите, что всеми этими приёмами пользуются кинооператоры. Разглядывая живописные полотна — обнаружите, что и там тоже присутствуют композиционные приёмы.


Для начала перечислю основные композиционные приёмы и дам направление, в котором вам следует двигаться. А дальше в дело идёт ваше желание учиться — ваша насмотренность, о которой я не устану говорить. Композиция это не физика с константами и не геометрия с аксиомами. Есть правила, которые, как правило, работают. И есть приёмы. Вот о приёмах я вам и буду рассказывать.

Немаловажно самостоятельно смотреть фотографии мастеров и анализировать. Как снято, где снято, какое фокусное расстояние использовали, что с глубиной резкости и почему именно так, что с композицией кадра. Где находится главный объект, что со второстепенными, почему фотограф выбрал именно этот фон? Если фото в динамике, то почему фотограф выбрал именно этот момент. 

Насмотренность хорошей живописью, классикой кинематографа и даже слушать хорошую музыку тоже необходимо в рамках развития вкуса. Не зря в ДШИ у музыкантов есть отдельные уроки, где ученики слушают музыку, изучают историю музыки. 

Композиция кадра. Семейный и свадебный фотограф в Майкопе Михаил Мартиросян
Композиция кадра. Семейный и свадебный фотограф в Майкопе Михаил Мартиросян

Живопись и фотография очень тесно связаны.

Вы можете попробовать повторить на фотографии композиционное и световое решение понравившейся вам картины художника. Подсмотреть интересные приёмы и ракурсы, свет, позу модели. Например, всем фотографам, которые снимают репортаж, я бы рекомендовал посмотреть картины художника Эдгара Дега, Нормана Роквелла, тем кто  снимает спорт ознакомиться с работами Александра Дейнеко. Портретистам желательно обратить внимание на Рембрандта, Караваджио, Коровина, Серова, Фешина. Пейзажистам: Паленов, Левитан, Шишкин, Клод Моне, Ван Гог, Кузьма Петров-Водкин. Тем, кто любит натюрморты, смотреть всех, потому что хотя бы один натюрморт найдётся у каждого, а особе внимание стоит обратить на Голландский натюрморт XVII века. Можно долго перечислять, но суть, я думаю, понятна. В классике живописи вы найдёте идеальный свет, композицию и момент.


Правило третей

Первое правило, с которого вам следует начать — правило третей или «золотое сечение». Чаще всего применяется именно оно в различных комбинациях и модификациях.

Суть правила: формат изображения делится на девять равных частей двумя равноотстоящими друг от друга параллельными вертикальными и двумя горизонтальными линиями. Важные композиционные элементы размещаются вдоль этих линий или на их пересечениях, так называемых «точках силы»

  • В пейзажной фотографии. Линия горизонта часто располагается на одной из горизонтальных линий сетки, что помогает избежать ощущения, что небо или земля занимают большую часть кадра.
  • В портретной фотографии. Глаза модели можно расположить по одной из горизонтальных линий, чтобы придать портрету естественность и выразительность.

Важно помнить, что соблюдение правила — это не руководство к действию. Если при компоновке кадра без правила третей снимок получится более интересным и оригинальным, можно пренебречь правилом.


  Правило диагоналей

Правило диагоналей в фотографии гласит, что важные элементы композиции располагаются вдоль линий, идущих из угла в угол. Оно позволяет обеспечить глубину пространства, динамичность и направленность движения. В зависимости от наклона линии кадры могут получиться:

  • Медленными (восходящая диагональ — из нижнего левого в верхний правый угол). Они вызывают умиротворение.
  • Быстрыми (нисходящая диагональ — из верхнего левого в нижний правый угол). Они создают ощущение беспокойства и тревоги.

В пейзажной фотографии диагонали часто образуются из дорог, рек, стен или других «линейных» предметов. При съёмке людей могут быть использованы силуэты руки, ноги или спины модели.

Учитесь видеть диагонали, они помогут сделать снимок более выразительным.


Фрейминг в композиции фотографии 

Фрейминг (от англ. frame — рамка) заключается в ограничении главных объектов композиции другими элементами. Цель приёма — выделить ту часть на изображении, к которой нужно привлечь внимание зрителя, сделать на ней акцент. Некоторые приёмы использования фрейминга:

  • Фрейминг в локации. Можно искать готовые рамки на локации и в интерьере. Например, щели в заборе, кольца в цепи, крупная сетка, водоём, ветви деревьев.
  • Фрейминг в деталях. Рамку можно создать с помощью реквизита и работы с моделью. Например, обрамить модель или сцену тканью, сфотографировать через неё, через прорези для рук.

Не обязательно, чтобы «рамка» окружала весь кадр, даже если она будет на половину, это всё равно добавит эффект глубины в фотографию.



  Противопоставление (контрасты)

Противопоставление в фотографии — это включение в кадр двух или более элементов, которые либо контрастируют, либо дополняют друг друга. С помощью противопоставления фотографы могут произвести более глубокое впечатление на зрителя, выделив объект съёмки, выразив эмоции и передав атмосферу мгновения.

Некоторые формы противопоставления в фотографии:

  • Большое и маленькое. Противопоставление малого объекта большому позволяет подчеркнуть масштаб и величие крупного объекта, а большого объекта маленькому — миниатюрность и утончённость малого объекта.
  • Светлое и тёмное. Для демонстрации контрастности между светлым и тёмным необходимо расположить основной объект на самом видном и светлом месте, а остальное оставить в тени, таким образом усиливая художественную выразительность кадра.
  • Далеко и близко. Противопоставление на основе удаленности и приближенности создаёт эффект глубины пространства, выделяя объекты в кадре.
  • Много и мало. Противопоставление количества объектов в кадре позволяет выделить некоторые объекты и подчеркнуть контрастность, противоречие или гармоничность.
  • Реалистичность и художественность. Объекты в кадре по своей сути могут не проявлять художественных свойств, но благодаря настройкам камеры и объективов можно создать эффект сочетания реалистичности и художественности, например можно сделать фотографию на длинной выдержке, где главный объект будет резкий, а всё остальное размыто.
  • Низкая и высокая плотность. Для создания эффекта динамичности и плотности объект можно поместить в часть кадра с более плотным расположением элементов или в более свободную область.

Рекомендации

Самое главное: если что-то не получилось — задавайте мне вопросы. Я всегда подробно отвечу.

Старайтесь оставлять в кадре «воздух». Размещайте объекты съёмки в кадре так, чтобы у зрителя не возникало ощущения закрытого пространства и приступов клаустрофобии, конечно если у вас не стоит именно такая задача. Слишком плотное кадрирование — плохо. Лучше потом скадрировать в Photoshop, а нарастить края кадра уже не получится.

Ищите точки съёмки такие, чтобы на фоне не было лишнего шума, например ветки и столбы торчащие из головы человека, яркие цвета перетягивающие внимание на себя. Следите за деталями. Ищите диагонали, фреймы, контрасты, рифмы, ритм. Используйте их в композиции. Делайте несколько кадров с разных точек: верхняя, нижняя, обойдите объект съёмки со всех сторон. Ищите ракурс (угол наклона камеры), Если для съёмки используете камеру и объектив с переменным фокусным расстоянием, попробуйте снять один и тот же объект на разным фокусных расстояниях: широкий угол, нормальное (35-50мм), длинный фокус 70 мм и более. Посмотрите как искажается пространство. Что происходит с задним планом при смене фокусного расстояния.


Чтение фотографии — важная часть саморазвития.

Самостоятельно поищите в интернете фотографии следующих фотографов, попробуйте проанализировать (прочесть) их фотографии. Какие приёмы они используют в своих фотографиях?


  • Александр Родченко
  • Анри Картье Брессон
  • Себастьян Сальгадо
  • Вивиан Майер
  • Хорст П. Хорст
  • Ирвин Пенн
  • Рут Оркин
  • Алекс Уэбб
  • Франко Фонтана
  • Сибилла Бергеман
  • Борис Назаренко
  • Борис Савельев
  • Игорь Анатольевич Пальмин
  • Мартина Франк

Упражнения


Рифма

Рифма в фотографии — это приём, когда на снимке присутствуют объекты, которые перекликаются по форме или цвету. Части изображения могут быть подобны друг другу по-разному: повторяться может форма, цвет или жесты персонажей.  При просмотре такой фотографии зритель сам достраивает смысловые линии между элементами изображения, и фотография приобретает определённый смысл.

Рифмоваться могут не только объекты в одном кадре. Можно подобрать две, три и более фотографий, которые будут рифмоваться друг с другом.

Пример графической рифмы: на снимке полосы на дороге и полосы на штанах образуют ритмы, кроме того, эти ритмы рифмуются между собой: в кадре два полосатых объекта. Объекты в кадре могут рифмоваться по цвету, форме и размеру. Визуальная рифма как приём характерна для уличной (стрит) фотографии. 


Ритм

Ритм в фотографии — это композиционный приём, который строится вокруг повторения в кадре одинаковых элементов с равным интервалом. Он придаёт изображениям структуру и стабильность, удерживает взгляд зрителя или ускоряет темп, пока глаза перемещаются по снимку. Некоторые виды ритма в фотографии:

  • Регулярный ритм. В фотографии с таким ритмом много одинаковых элементов, которые повторяются через равные промежутки времени. Элементами могут быть геометрические фигуры или концентрические круги, люди или животные, расположенные в линию или ряд.
  • Случайный ритм. В нём элементы повторяются, но появляются через нерегулярные промежутки времени. Они не выстраиваются в прямые линии и не соответствуют жёсткой структуре.
  • Прогрессивный ритм. Этот тип ритма связан с перспективой. Он добавляет кадру динамики, даже если на снимке нет ничего подвижного.
  • Чередующийся ритм. Для его создания нужны две разные последовательности повторяющихся объектов.
  • Ундулирующий ритм. Он связан с мягкими формами, которые перекатываются через изображения. Часто встречается в ландшафтной композиции: холмы, переходящие с переднего плана на задний.

Чаще всего ритмы можно встретить в съёмке архитектуры и стрит-фотографии.



Геометрия

Геометрия в фотографии — это простые формы, такие как квадрат, треугольник, круг, прямые и кривые линии. Геометрические объекты обычно вспомогательные, они усиливают восприятие и могут объединять отдельные элементы фотографии в единое целое. Выделяют три базовых фигуры: прямоугольник, треугольник и круг. Всё остальное — овал, квадрат, трапеция, ромб — всего лишь их вариации. Функции геометрических форм:

  • Направление взгляда. Эту функцию выполняют реальные или воображаемые линии, которые берут начало у края кадра и идут в его глубину, чаще всего к смысловому центру снимка.
  • Разделение пространства. Разделители пространства делят снимок на отдельные зоны, несущие свою смысловую нагрузку, но работающие вместе для создания единой композиции. Простейший разделитель — линия горизонта, отделяющая небо от поверхности моря.
  • Обрамление изображения. В качестве обрамляющих элементов отлично работают дверные проёмы, арки, окна, деревья, которые притягивают взгляд зрителя и фокусируют его на основном объекте. Важно чтобы обрамление присутствовало, как минимум, с двух сторон снимка и было выполнено в спокойной тональности, желательно более тёмной, чем главный объект снимка.

В одном снимке можно использовать сразу несколько геометрических фигур для построения композиции.



Отражения

Отражения в фотографии позволяют сделать скучную картинку более интересной, скрыть что-то нефотогеничное или даже построить всю съёмку вокруг этого приёма. 

Где искать отражения? Их можно найти во многих местах и создаются они множеством поверхностей. Например, в природе фотогеничные отражения обычно связаны с водой: от больших водоёмов и влажного песка на пляже до капли дождя на голове лягушки. Для городских фотографов подойдут витрины и стеклянные здания. В помещении можно использовать зеркала, окна и полированные столы.

Несколько советов по съёмке отражений:

  • убедиться, что вас не видно в отражении, если это не входит в замысел. Можно изменять угол и передвигаться, чтобы найти лучшее место для съёмки и не отражаться в кадре.
  • важна правильная композиция. Нужно использовать элементы пространства, чтобы создать интересную композицию, и экспериментировать, чтобы узнать, что выглядит наиболее эффектно.
  • если снимаете на камеру, опускайте её максимально низко, если на смартфон — переверните его таким образом, чтобы камерный блок был над самой водой. Но будьте осторожны — немногие кадры стоят того, чтобы искупать технику.Также очень эффектно выглядят ночные фотографии в городе после дождя. Обращали внимание, что большинство ночных сцен в голливудском кино обычно происходят после дождя или под дождём? Это делается осознанно — мокрый асфальт отражает свет и добавляет кадру больше объёма.
  •  в случае с пейзажами отражение в воде — это самый простой и очевидный способ создать гармоничную устойчивую симметричную композицию
Композиция кадра. Семейный и свадебный фотограф в Майкопе Михаил Мартиросян

Для создания интересных эффектов с отражениями можно использовать любые зеркальные поверхности. Например стекло сматфона, как на примере. Попробуйте сделать что-то подобное. Если нет фотоаппарата можно взять второй смартфон, расположить его горизонтально максимально близко к объективу, чуть под углом, чтобы в нём отразился пейзаж.

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование.